Рецензия на спектакль «Стулья»

Автор – Елена Казарикина

Спектакль «Стулья» Эжена Ионеско в постановке режиссера Олега Юмова, премьера коего состоялась в 2009 году, полюбился зрителям и вошел постоянный репертуар Русского драматического театра им. Бестужева. Для какой аудитории поставлен спектакль и в чем новаторство автора и режиссера? На эти, а также самый главный вопрос ответит современный зритель.

Румынский драматург, он является создателем экспериментального театра. Эжен Ионеско писал: «Надо не маскировать нити, посредством которых двигаются куклы, но сделать их ещё более заметными, не бояться открыть их, дойти до самых основ гротеска, до карикатуры, выйти за пределы тусклой иронии остроумных салонных комедий… свести всё к пароксизму, источнику трагического. Создать театр ярости — неистово комический, неистово драматический».

Нас провожают в зрительный зал, хотя, нет, не в зал – на сцену. Перед нами установлен бассейн, наполненный водой. Игрушечный домик покачивается на волнах. Начинается представление.

На острове живёт престарелая супружеская пара. Ему девяносто пять, ей девяносто четыре года. Простую и грустную историю о жизни, смерти, любви и возрасте разыгрывает семейный актерский дуэт -  народная артистка России Нина Туманова, заслуженный артист России Сергей Рыжов.

На сцене они подбадривают, говорят комплименты, восхваляют друг друга. Он называет ее Семирамидой, она словами «душенька», «лапочка», «детка». Старушка восхищается талантами своего супруга и восклицает: «Маршал лестничных маршей» (привратник).

Здесь откровения и слезы, смех и грусть. Когда два таких трогательных, в тоже время жалких человека пытаются шутить, зрителям трудно разделить их приподнятое восторженное настроение. Их отношения по-детски наивные скрывают сложную тяжелую судьбу. Все это от безысходности, одиночества. Поэтому Старик рассказывает жене в сотый раз одну и ту же историю, а Старуха делает вид будто слышит ее впервые, желает узнать подробности. Все от одиночества.

Но сегодня вечером произойдет событие – Старик должен передать человечеству Весть. Ту, ради которой была прожита их жизнь. Старики ожидают приезда известных людей, приглашённых выслушать Послание — плод его жизненного опыта.

Раздается звонок – пришли первые гости. Хозяева не скрывают своей радости. Они приветствуют невидимую гостью. После обмена любезностями просят ее присесть. Прибывают еще гости – стульев становится больше.

Старик встречает гостей. — Где же стулья, Семирамида? – торопит он свою жену. Старушка, задыхаясь, выволакивает все новые и новые стулья. Старики заполняют сцену стульями, чтобы рассадить гостей, занимая их потоком светской болтовни.

Все готово к произнесению Речи. На сцене уже не помещаются стулья. Старик не умеет складно говорить, поэтому огласить его Послание приглашен Оратор – третий действующий персонаж. Довольные, что послание будет зачитано, старик, а вслед за ним жена, уходят вверх по лестнице.

Оратор обращается к стульям, пытаясь что-то произнести. Становится понятно, что он глухонемой и издаёт только булькающие звуки. Он что-то пишет на доске, но это всего лишь бессмысленное нагромождение букв. Финал.

«В этой игре живых людей и стульев есть чёрный юмор, как у Мольера; до известной степени всё ужасно смешно, потому что приводит в ужас, но это и комично, и трогательно, и всегда правда», — писал литературный критик Жан Ануй.

В финале к зрителям повернуты несколько рядов стульев. Безликих, отчужденных, неспособных проявлять чувства. Этот спектакль – потрясение. Сам автор определил жанр своей пьесы – трагический фарс. Это сатира на нас самих.

В конце пьесы Оратор ничего вразумительного не сказал, но ведь все же что-то произнес. Человек знает, в чем смысл жизни. Каждый решает этот вопрос для себя.

Ушли со спектакля отягощенные новым чувством. Каждый обменялся друг с другом: «Да, понравилось». И погрузился в себя.

 

20 Январь, 2014

Автор: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *